b_160_160_16777215_00_images_stories_aizpute02.jpgПервое правило жизни – прибивайся к стае (Анатолий Шарий).

Возможно, вам покажется это странным, но собака больше нуждается в обществе, чем человек, и никогда не покинет стаю по собственной воле. Одиночество для собаки – тяжелейшее испытание и стресс, вся жизнь четвероногого, от первого писка до последнего вздоха, в норме протекает в теснейшем контакте с сородичами. Собака скорее будет терпеть дискомфорт и стресс в стае, чем останется одна.

Стаи собак и волков имеют сложную структуру и связаны с определенной территорией. Для образования подобных сообществ есть несколько весомых причин. Так, животным, объединенным в стаю, легче добывать себе пищу и защищаться от врагов. Кроме того, в стае присутствуют животные с разным жизненным опытом, что помогает передавать традиции младшим поколениям и в некоторой степени облегчает существование ослабленным и больным.

Иерархическую структуру стаи можно представить себе в соответствиии с некоей табелью о рангах, когда каждое животное занимает соответствующее ему место, а преимуществом в этом являются ум и сила. В стае может применяться два способа поддержания порядка – жесткий, с вертикальной иерархией, и лояльный, с более гибкой структурой отношений. Первый случай не является оптимальным: собаки в такой стае постоянно проверяются на прочность в битве за свой ранг, испытывая стресс, в свою очередь являющийся причиной психосоматических заболеваний (кстати, и у людей тоже). Чем ниже статус животного в таком сообществе, тем хуже его физическая форма и психическое состояние. А собаку, имеющую самый низкий ранг, «омегу», своим долгом считают «бить» все. В результате, слишком много сил уходит на выяснение отношений с позиции силы и крайне плохо работает обратная связь. Подобная структура стаи может образоваться в искуственных условиях, например, среди большого количества молодых собак с ограниченным социальным опытом.

В норме естественная структура стаи другая. Это не вертикаль, а система гибких отношений, при которой главным становится не самый сильный и агрессивный, как в первом случае, а тот, кто сильнее остальных членов стаи психически, у кого богатый жизненный опыт, развитый интеллект и колоссальная индивидуальная тревожность – ведь в стае все должно быть спокойно! Такой доминант поддерживает порядок, контролирия стаю и правильность поведения других собак иногда даже не пуская в ход зубы, ограничиваясь рычанием или ударами корпусом. Выяснение отношений между другими кобелями тоже строится не на драках, а на высокоритуализированных демонстрациях. Главный смысл подобных демонстраций – с помощью телодвижений максимально точно сообщить противнику о своих намерениях. Ведь только представьте себе, что будет происходить, если каждый спор из-за кости или более удобного места для отдыха будет решаться, разрывая противника зубами, – смертность в стае будет огромной, а молодые животные практически не будут иметь шанса вырасти здоровыми. В случае же попыток явного неповиновения доминанту итог конфликта предрешен – жесточайшая трепка, полученная не только от лидера, но зачастую и других членов общества, оказывает сильнейшее психологическое воздействие на нарушителя сложившегося порядка.

Напомним, что собаки по своей сути моногамны – то есть образуют пары, сохраняющиеся в течение жизни. Таким образом, во главе стаи встают кобель-доминант и его спутница. Вторую ступень занимают суки и кобели с меньшим жизненным опытом; вдобавок ко всему – это молодые и наиболее активно размножающиеся особи. На низшей ступени располагаются животные без амбиций, не рвущиеся наверх, но у каждой из этих собак есть свой талант, могущий послужить коллективу. Поэтому при гибкой структуре отношений мы говорим скорее не о рангах, а о функциональных ролях. При формировании стаи из неродственных животных гибкая иерархия складывается тогда, когда взрослые животные с богатым социальным опытом умеют взаимодействовать не только с позиций силы.

В стаях с гибкой системой отношений нет изгоев как таковых, но наиболее далекие от ядра стаи кобели предпочитают держаться ближе к границам территории, вдалеке от старших. «Пограничники» – наиболее тревожные, имеющие низкий социальный статус животные, на которых ложится бремя охраны. При этом их задача не бросаться в бой, а просто поднять общую тревогу лаем. Взрослея, приобретая новые знания, кобель-«пограничник» с нормальной психикой возвращаются в свою стаю или средним звеном, или выдвигаются вверх, при этом, как правило, обзаводится семьей или принимает на себя обязанности «дядьки». Последние воспитывают молодежь, обучая правильному социальному поведению щенков 5-6 месяцев и являясь теми животными, которые помогают передать традиции взаимоотношений в стае новому поколению. Они бдительно следят, чтобы щенки не применяли слишком жестких приемов, не создавали излишнего шума и т.п.

Различия в поведении кобелей и сук в стае очевидны. Так, кобелям присуще наибольшее количество разных демонстраций. Кобель-доминант обязан контролировать порядок в стае, в том числе среди сук, весьма склонных к жестоким конфликтам. Структура отношений «дамского коллектива» совсем иная, строится она на праве сильного. Завоевание более высокго ранга напрямую связано с возможностью привлечь внимание партнера с высоким статусом, следовательно, обеспечить себе и своему потомству лучшее будущее. У сук слабо развита ритуализация поведения, она может не реагировать на позу подчинения и добивать побежденную. Их иерархия нестабильна и связана с гормональными изменениями.

Естественная или полная стая, как правило, присуща собакам, живущим самостоятельно (собаки-парии или породы народной селекции в условиях традиционного содержания). Неполные стаи самых разных размеров и с различными структурами – удел частных владельцев собак. Вот тут мы и подошли к «семейному вопросу»: утверждению о том, что семья собаки – это ее стая. Да, так можно представить, только стая получается несколько неполноценной. Ведь если среднестатистическая, единственная в семье собака большую часть суток остается в одиночестве – ее хозяева то работают, то спят – она оказывается в положении животного или изгнанного из стаи, или осиротевшего... Естественная собачья стая до такого дефицита общения никогда не доходит! Стоит ли говорить, что с точки зрения социального комфорта для собаки наиболее приемлема большая семья, в которой есть люди разных поколений. Помимо того, что наш питомец должен достаточно времени проводить с человеком (и может вопринимать человека как другую собаку, пусть и странную), ему еще необходимо общение с соплеменниками: игры с ними, получение информации. И если семья в определенной мере является стаей для собаки, то следует подумать о том, каким будет в этой стае ее статус. Посмотрим, какие социальные роли возможны.

Если хозяева не утруждают себя воспитанием собаки и ведут себя непоследовательно, то она, скорее всего, займет доминирующее положение. Владельцы также дают животному почувствовать собственную силу, потакая его упрямству и оставляя его в покое «чтобы перестал злиться». При этом собака вовсе не злится, она просто пытается управлять более низкоранговыми членами стаи и те ей подчиняются. В результате этого примерно к десяти месяцам (то есть достижению половой зрелости) их питомец приобретает статус и берет верх над своими домочадцами, за отсутствием опыта, как правило, становясь доминантом жестким, добивающимся своего при помощи угроз и укусов. Дальнейший сценарий обычно зависит от физических возможностей собаки: крупную скорее всего отдадут, с небольшой будут мириться, считая, что она нервная и подобное поведение нормально. От этого страдают обе стороны. Молодая собака несет непосильную нагрузку от управления стаей-семьей, владельцы вынуждены приспосабливаться, потакая животному, действия которого для них большей частью непредсказуемы. На самом деле такая участь «альфы» – несчастная судьба собаки. Животное постоянно пребывает в стрессе, а нерешенные задачи приводят к неврозам. Сука-альфа может быть идеальной – до резкого изменения обстоятельств жизни, например, когда она «вдруг» до трех недель не подпускает к щенкам, потом успокаивается и опять становится адекватной.

Другой вариант отношений по принципу жесткой иерархии – мифическая «собака одного хозяина». В этом случае животное занимает роль субдоминанта: владелец считает нормой, что повинуются только ему и ведут себя угрожающе по отношению к остальным домочадцам. При этом в отсутствие главы семьи собака становится вожаком и не упускает случая занять лидирующее положение – и если ее хозяин нагнулся, упал, то может последовать неритуальная атака. Стоит ли говорить о том, насколько опасно подобное положение дел!

Если же, наоборот, владелец постоянно заставляет собаку что-то делать, угрожает ей, наказывает, добиваясь идеального послушания при подавлении инициативы, то собака становится ненадежной, нервозной, боится хозяина, слушается из-под палки. Как только представится возможность не повиноваться, собака не преминет ею воспользоваться. Добавим ко всему еще и дефицит общения... В общем, животное, скорее всего, найдет свою отдушину в охране, выполняя обязанности «пограничника». При этом о реальной охране речь не идет, ведь, как мы помним, данная роль предусматривает поднятие тревоги, не вступая в бой, когда рядом доминант. Для обитающей в городской квартире собаки роль «пограничника» оказывается дискомфортной, так как животное не имеет возможности уйти на периферию территории, подальше от хозяина и его домачадцев.

Другой вариант взаимоотношений в стае – заключение дружественных союзов. Лояльные союзники обычно держатся вместе, рядом отдыхают, совместно охотятся, могут даже, не конфликтуя, ухаживать за одной сукой. Обычно подобный союз образовывают однопометники, иногда – кобели-ровесники, обеспечивая таким образом безопасность и благополучие более слабых членов стаи. Лояльные союзы среди сук (мать-дочь) редки и, как правило, распадаются с появлением щенков у одной или обеих союзниц. Только изредка случается, что индивидуальные особенности сук делают их очень терпимыми друг к другу.

Роль младшего лояльного союзника наиболее оптимальна для собаки в семье. При этом старший партнер – хозяин – решает, что делает тандем. В такой ситуации собака прекрасно контактирует с владельцем и агрессия с ее стороны маловероятна, но в случае необходимости человек вполне может применить демонстрацию силы (ритуальные толчки, что вполне соответствует увесистому шлепку рукой). Существует система понятных для животного запретов; оно чувствует себя уверенно, поскольку полагается на опыт хозяина и с готовностью подражает ему. При этом подчиненное положение собаки вовсе не означает, что она безинициативна: можно и нужно давать выступать ей в качестве лидера, найти то дело, в котором она ориентируются быстрее хозяина и отлично выполняет его. Такая форма общения оказывается наиболее приемлемой для самой сложной дрессировки.

Лишь отношения лояльных союзников дают возможность добиться гармонии в общении с сукой, хитрящей там, где кобель будет действовать прямолинейно. Поэтому с самого детства следует не допускать проявления агрессии со стороны представительниц женского пола. Однако слишком жесткое воспитание обычно дает результат, обратный ожидаемому. Как только с сукой начинают общаться на языке грубой силы, не стремясь поддерживать атмосферу лояльного союза, так тотчас же стимулируют ее отвечать тем же.

Следует разделять статус собаки по отношению к взрослым членам семьи и статус по отношению к детям, подросткам и другие особые случаи. Неестественно будет требовать от собаки совершенно равного восприятия всех окружающих ее людей. Ведь в глазах собаки статус определяется не физической силой, а поведением. Уверенный в себе, последовательный в своих поступках человек всегда будет восприниматься собакой как сильный. Собака не должна сама выстраивать свои ранги в рамках нашей семьи, мы хотим от нее контакта, общения с ней как с личностью – по принципам стаи с гибкой иерархией. Поэтому дело ни в коем случае не должно пускаться на самотек!

Надеюсь, полученная информация поможет формированию гармоничных отношений с вашей собакой!

 

Кинолог, заводчик породы ирландский терьер Ксения Сизова.

Контакты

Ксения Сизова
(+371) 293 777 09
ksenija-s@inbox.lv
Rīga, Latvija
Aglonas 31-22,
LV-1057

Ирландский терьер

Солнечный зайчик, рыжая бестия,
Золото в сердце, и золото в шерсти.
В руки возьми этот солнечный лучик,
К сердцу прижми, загляни ему в душу.
Там ты увидишь любовь и поймешь,
Что без него ты не проживешь.

Ирина Ошейко, Архангельск

 

Ушки, бородка, задорные глазки...
Кто это - зверь из неведомой сказки?
Может быть, гномик какой, например?
Нет! Познакомьтесь - ирландский терьер.

Полон задора, игривый шутник.
Это терьер! Он скучать не привык.
Те, у кого живет такой дома,
С чувством тоски почти не знакомы.

Статен, красив, привлекателен малый!
И одного будет мало, пожалуй...

Анедченко Инна

 

Как только Вы узнаете ирландского терьера достаточно хорошо, чтобы понять его индивидуальность, прознать глубину его любви, созерцать его гордый вид, подобное коту изящество в движении, невообразимую быстроту действий и координацию, его храброе сердце и интеллект, который он будет Вам демонстрировать, Вы будете убеждены, что ирландский терьер - одно из наиболее великолепных созданий Бога в семействе собак.

(«Биография терьера»,
Байрон Н. Мартин)

RED FACTOR
is a
Proud Member
of the
Irish Terrier Ring

[ Previous | Next ]
[ Random | List Sites ]

Top
Irish

Terrier
Website