В древней песне поется, что он – «страж бедняка, друг земледельцаи любимец дворянина». В нем сочетаются утонченная элегантность аристократа с выносливостью и неприхотливостью простой дворняги.
Ирландских собак можно узнать с первого взгляда! Где еще можно встретить такое гармоническое сочетание противоположных черт: гордость и послушание, сдержанность, самообладание и нежная привязанность, смелость, отвага и любовь к игре? Это характерные черты как для самой крупной ирландской собаки – ирландского волкодава, так и для керри-блю-терьера, но особенно справедливо для наших друзей – ирландских терьеров.
История породы уходит в глубь веков, есть мнение, что этот род восходит к ирландским волкодавам – огромным собакам, которых боялись еще римские легионеры. Но родство это весьма отдаленно. Многие поколения охотников и крестьян держали терьеров для охоты и охраны жилищ. Предки ирландского терьера, отобранные людьми, были храбрыми псами, стойкими и дерзкими, они кидались навстречу опасности, сражались и умирали, но никогда не оставляли поля битвы.
Разведение стандартного «ирландца» началось в середине ХIХ века. Для этого отбирали компактных собак с жесткой шерстью рыжего окраса и боевым характером. В процессе выведения породы, собак со злобным истеричным характером выбраковывали. У наших «современников» - спокойный, «интеллигентный» характер.
В 1879 году в Дублине был организован первый клуб ирландских терьеров, который утвердил официальное описание породы. Этот стандарт дошел да нашего времени почти без изменений. Двух замечательных собак того времени заслуженно называют «отцом и матерью породы». Это Киллени Бой из Дублина и Чемпионка Эрин из Балтиморы.
Ирландские терьеры, достигнув зрелости, отличаются не только отвагой, преданностью, способностью к бескорыстной любви, но также хладнокровием, удивительным самообладанием и сдержанностью. Заставить их выйти из себя нелегко; голосу хозяина они повинуются даже в разгаре неистовой драки и никогда не впадают в истерику, как, например, фокстерьеры. Эта порода никогда не подвергалась капризам моды, поэтому «ирландец» не изнежен и устойчив к заболеваниям.
«Душа» ирландского терьера знает любовь, печаль, радость, гнев, гордость, затенчивость, юмор.
«Ирландец» в наше время – прекрасный сторож, верный защитник и истинный любимец семьи, особенно нежен он с детьми и принимает участие во всех их играх, а историй о верности своему хозяину не перечесть. Во время первой мировой войны этих собак использовали как связных. Рассказывают об ирландском терьере по кличке Матросский Кубрик, который служил на канадском эскадренном миноносце в Атлантике: он давал сигнал боевой тревоги, обнаружив вражескую подводную лодку, которую не прослушивали судовые приборы, да еще подбадривал моряков задорным лаем, пока шел бой.
Эти собаки любят воду, прекрасно плавают, они приспособлены к стремительному и продолжительному бегу (до 40 км/ч, а на коротких дистанциях и до 60 км/ч). Связист, санитар, ищейка – кем только не приходилось работать «ирландцу»! Использовали его и для розыска мин и наркотиков. Ирландский терьер предельно честен, - если это понятие примнимо к собаке, в нем нет и намека на подлость. Несмотря на его небольшой размер (46 – 50 см в холке), он не пасует даже перед крупными собаками – мгновенная реакция, темперамент, бешеный натиск успешно компенсируют разницу в размере и весе.
Смышленный и уравновешенный, он легко поддается обучению. Применять силу при дрессировке не рекомендуется. Как все интеллигентные существа, ирландский терьер очень чувствителен и не переносит грубости и равнодушия, за любовь же он платит сторицей.
Ирландский терьер легко приспосабливается к любому климату, хорошо себя чувствует и в городе, и в деревне. Его шерсть не линяет, а отмершие волосы с собаки удаляют два раза в год специальным выщипыванием – триммингом, поэтому «ирландцы» пользуются успехом у горожан.
Неутомимый и забавный на прогулке, ирландский терьер настолько незаметен и ненадоедлив дома, что только глаза выдают нетерпение, с которым он ждет внимания хозяина.
У нас в России первые ирландские терьеры появились после 1945 года, но активную племенную работу начали с 70-х годов, когда были завезены десять собак из ГДР. В последующие годы к нам поступали «ирландцы» из Англии, ЧССР, ГДР.
Как охотничья собака, «ирландец» универсален: с ним охотятся на кабанов и оленей, выдр и барсуков, куропаток и уток; его называют «охотником за рыжим хвостом», т.е. за лисицей. Он беспощадно преследует грызунов, недаром на его родине у него есть прозвище: «Рыжий дьявол». В дремучих лесах и в горных районах Словакии с ним успешно охотятся на кабана. Глубокий снег для него не препятствие: он обладает исключительной способностью подпрыгнуть и осмотреть окресности. Этот его прыжок очень похож на прыжок косули.
«Ирландец» может быть использован для розыска убитой дичи. Работает верхним чутьем. Также достойны похвалы его злоба и отвага, с которыми он противостоит диким кошкам, лисицам, кабанам и пытается их задержать. Единственно, в чем их можно упрекнуть, что по следу они идут без голоса и не переносят присутствия других собак около убитой дичи.
Е.Травина, газета «Кот и Пес».