Впервые я увидела ирландского терьера на выставке – и он сразу запал мне в душу. Ведь я искала собаку для себя и перебирала разные породы, но все они были немножко не такими, какими хотелось бы. Вроде хороши, вот только нет маленькой искорки задора. И тут вдруг объявление: продаются щенки ирландского терьера! У нас, в Латвии! Созвонилась, договорилась, приехала, посмотрела – и уже каждую неделю навещала своего щенка. Все на одном дыхании. Теперь это мой старший пес – Радо. Второй – Айдан, «маленький», который уже слегка перерос первого – был позже привезен из Германии.
Для меня они – идеальные собаки. Красивые, с особым окрасом – золото, блестящее на солнце. Мне нравятся одноцветные животные: и собаки, и лошади, и кошки. И размера они как раз такого, чтобы сидящему хозяину голову на колени положить и в глаза заглянуть. Они достаточно крупные, чтобы успевать за человеком и всадником, и достаточно маленькие, чтобы если что – взять на руки (около 15 кг). Правду говорят и про кошачью грацию – бегают так же ловко, глазки моют лапой. У них особые прыжки, как у косули, прямо вверх: только что собака была на полу, неуловимое движение – и вот она уже на столе, как будто взлетела. Ловкий, подвижный, неутомимый – но если хозяин работает за компьютером, то его «ирландец» лежит у стола.
Ирландский терьер – блюститель дома, охраняющий свою территорию. О чужаках предупреждает лаем, но решать, друг ли это, предоставляет хозяину. Он вообще не знает страха – хозяину приходится следить, чтобы собака не впутывалась в неприятности. Не отступит ни перед какой опасностью, но сам ссоры искать не будет. В доме со «своими» (собаками и другими домашними животными, даже с кошками, кроликами и т.п) ладит хорошо.
Это самостоятельно думающая собака. Хозяин должен предвидеть ее действия – иначе просто потеряет своё влияние. Ирландских терьеров из-за их характера в шутку называют ирландскими террористами. Они тяжело поддаются дрессировке. Вернее, у них просто другие взгляды на жизнь. Классический рассказ хозяйки ирландского терьера: пес бегает по поселку с интимной частью женского гардероба в зубах (чем больше суматохи, тем лучше!). Где раздобыл? Снял с веревки, например – прыгают ведь высоко, полутораметровый забор могут преодолеть.
Можно его великую энергию направить в подходящее русло. Например, я даю собакам теребить ненужные упаковки из магазина: это их работа – подготовить коробки к топке. Четвероногий «специалист» разорвет в клочья большую коробку за один день.
Диалог между хозяином и терьером очень отличается от диалога между тем же хозяином и, например, хорошо обученной немецкой овчаркой. Говорят, что овчарка ждет команду для того, чтобы ее выполнить, а терьер – чтобы ее оспорить. В любом случае он моментально оценивает: а стоит ли слушаться? Пока интересно, слушается даже лучше немецкой овчарки. В саду достаточно крикнуть: «Радо, ко мне! Айдан, ко мне!» – и земля уже дрожит от восьми несущихся лап. Когда надоедает – ну сколько же можно! – их послушание тут же испаряется. «Ирландец» независим, но очень сообразителен. Может быть с человеком, который чрезвычайно громко и нервно на все реагирует, у них и выйдет бешеный дуэт, но на мой взгляд эта собака просто живая и деятельная.
Я спокойно могу принять независимую сущность терьера. Хорошо обученных (!), их можно брать с собой практически везде. Но на поводке – для их же безопасности. Мы были вместе и в кафе, и на собраниях, и на курсах иностранных языков.
В Латвии, да и в остальном мире «наших» не так уж много. И хорошо, что ирландский терьер – не модная порода. Не стоит множить непонимание, т.е. ситуации, когда люди, не зная её особенностей, рассчитывают на характер собаки своего соседа, а получают независимого сорвиголову...
Перевод с латышского.